Александр Невзоров: я научил лошадь читать и писать

На лошадях ездят во всех смыслах. Их дрессируют. Их едят, в конце концов. А они, оказывается, такие же разумные, как и люди.
В пятницу на «Первом канале» фильм «Манежное лошадиное чтение». Поверить в то, что происходит на экране, – сложно: лошадь читает и пишет!

О чем фильм?

В начале ХХ века в Германии появилась методика обучения лошади. Точнее, появилась она еще в XVI веке, но тогда авторов признали пособниками дьявола и убили. Спустя годы немецкий коммерсант Карл Кралль возродил и дополнил методику. К слову сказать, опыты эти вновь раздражали – теперь ученых, которые пытались доказать, что Кралль – мошенник. Не доказали. Однако заявили о методе Кралля: «сие есть недоказуемо и невероятно». С тех пор прошло чуть менее века, и вот способности лошадей вновь развивают.
Конь Као – подопечный Невзорова – умеет и читать, и писать, и считать. Более того, может попросить вкусную еду или лишнюю попону.

К ответу!

Накануне премьеры фильма «Телесемь» поговорила с Александром Невзоровым.
– Александр Глебович, я смотрел и не верил…
– Нормальная реакция.
– И тем не менее первый же вопрос: как лошадь это делает-то?
– Автор методики, тот, о котором снят фильм, – Кралль, – искал ответ в мистике. Я в мистику не верю, а потому пошел учиться – заниматься нейроанатомией. Кстати, подтолкнула меня к этому Наталья Бехтерева, которая, посмотрев мои первые уроки, сказала: «Саша, вам надо заниматься мозгом». Поскольку у нас есть прекрасно изученный человеческий мозг, мне пришлось заниматься и учиться на нем, а потом уже на лошадином. Так вот выяснилось, что у нас очень много одинакового, более того, лошади во многом нас превосходят… Я не буду грузить вас всеми сложностями, но, если вы зададите мне какой-нибудь умный вопрос о мозгах, с удовольствием отвечу… Или могу подсказать умный вопрос.
– Да! Я в мозгах, извините, мало что смыслю…
– Ну вот, например, вы можете сказать: а как же соотношение массы мозга и массы тела? Это считается одним из основных показателей, чтобы определить, разумно существо или нет. Считается, спрашиваете вы у меня, что у человека это соотношение такое, что мы – уникальны?
– Вот! Вопрос буквально с языка сняли.
– А! Тогда я вам отвечаю: дорогой мой, это миф! Мы по этому индексу не попадаем даже в первую десятку! Нас намного опережают колибри, мыши, крысы, что особенно обидно – какая-то бурозубка, ряд мелких приматов. При этом надо не забывать, что 8/10 мозга отвечает за все физиологические процессы! У желудка мозгов нет, он не знает, что ему делать. То есть на разум остается незначительная масса мозгового вещества. И вот когда я начал заниматься нейроанатомией, понял секрет лошадей Кралля – о том и фильм.
– То есть?
– Это, считайте, экранизация цитаты Эйнштейна: «Разум, единожды раздвинувший свои границы, никогда не вернется в прежние». И благодаря методике Кралля мы узнали, что не одни обладаем разумом.

Мы – не муравьи

– Хорошо, давайте вернемся к фильму… Вы даете коню задание, и он начинает его выполнять. Он берет букву и… не ставит ее на пюпитр, а держит в зубах. Вы буквально отнимаете ее у него. Почему?
– Некоторые он отдает сразу. И потом, он же не видит мою руку. Представьте себе особенности зрения лошади: она же не видит, что у нее около рта происходит. Это то же самое, что вы поднесете руку к кадыку – вы ее не увидите. И еще – если ждать, пока Као отдаст каждую букву, то процесс превратится в мучительно долгий, в частности и для съемки.
– Процесс обучения прогрессирует? То есть чем дальше, тем быстрее?
– Да, конечно.
– И какова конечная точка обучения.
– Не знаю. Честно говоря, это еще ни у кого не получалось. И потом, понимаете, как ни странно, животное в процессе обучения лошади вторично. В первую очередь человек открывает для себя новые возможности интеллекта.
– И что самое сложное?
– Начальный этап, когда нужно объяснить животному, что ты – разумное существо, ведь изначально они нас таковыми не воспринимают.
– То есть?!
– Это обосновано зоологически: они не считают представителей другого вида разумными. Ну, например, это то же самое, что вам бы не казался разумным огромный муравей, в распоряжении которого вы бы оказались. И вот необходимо доказать коню, что в твоих поступках есть логика, смысл, что звуки, которые ты издаешь, что-то означают.
– Удивительные вещи вы рассказываете!
– А что тут удивительного? Профессор Гайворонский, когда мы с ним изучали мозг лошади, говорил, что если бы у человека кора головного мозга была такой же толщины, то каждый был бы Эйнштейном. Но одно дело – иметь разум, другое – иметь возможность его реализовать. Вот на секунду представьте себе, что у человека передние конечности были другой формы – без способности к мельчайшей мелкой моторике и пластике… никакой цивилизации не было бы!

Разум – что-то непостижимое

Александр Невзоров считает, что снял фильм не о лошадях, а о людях, которые пытаются раздвинуть рамки сознания и не спорят с мыслью, что мы – единственные обладатели разума. Впрочем, что такое разум? Зависит ли интеллект от объема мозга?
В фильме «Манежное лошадиное чтение» есть сюжет о так называемом лорде Минимусе, чей мозг весил всего 300 граммов (у нормального взрослого человека масса мозга от 1300 до 1500 граммов), и при этом Минимус был талантливейшим человеком, проворачивающим такие авантюры, до которых человек с нормальной массой мозга и не додумался бы!